костров (ex_sashakos) wrote in svoboda_dostupa,
костров
ex_sashakos
svoboda_dostupa

Categories:

Автозавод



Нeмного про Автозавод

Украсят утро ясное твои глаза прекрасные,
И в них на миг улыбка промелькнёт.
Шагать по свету рядом нам легко и радостно,
Назначит нам свидание автозавод.

Валентина Толкунова и Иосиф Кобзон зажигательно исполняют песню "Город Горький"

«ГАЗ» это не просто завод, это сердце уникального территориального образования и культурологического феномена, именуемого Автозавод. История создания Автозавода – это история мечты. В начале 1930-х за два года на низменных заболоченных территориях был построен Нижегородский автомобильный завод и жилой район Соцгород – эталон советского градостроительства. В проектировании Соцгорода принимали участие такие известные архитекторы, как братья Веснины и Илья Голосов.

Степень зависимости Автозаводского района от завода «ГАЗ», можно сравнить только с ситуацией, описанной в романе Франца Кафки «Замок». Например, линия метрополитена, проходящая по территории Автозаводского района соединяет между собой не жилые массивы, а проходные – станция «Комсомольская» у Комсомольской проходной, «Кировская» - у Кировской, «Автозаводская» - у главной.

За десятилетия сложилась особая субкультура Автозавода, со своими традициями (новогодние соревнования между цехами на лучшее украшение елки, пробеги на приз газеты «Автозаводец»), фольклором (песни, стихи, легенды), даже медиа-индустрией (газета, радио, эфир на нижегородском телевидении).


Согласно теории В. Каганского, существуют так называемые «вторые города» Это действительно вторые города региона по размеру, если иметь в виду численность населения или иной существенный признак при некоторых условиях. Как исключение в этой теории выделяется Нижний Новгород, для которого вторым городом является его же собственная часть – Автозавод, по меткому выражению К. Кобрина «феодальный палатинат». Район ГАЗа в агломерации Нижнего Новгорода – по численности населения и иным существенным размерам (кроме площади) это именно второй город области.

ГАЗ занимает присущее вторым городам место в функциональной структуре области: имеет весь букет отношений второго города в регионе; дальние связи; инверсия по финансовой значимости; актуализированный дефицит институционального статуса, своего рода внутригородской сепаратизм (претензии района на статус города-спутника и др.). Автозавод претендовал в свое время на признание его самостоятельной территориальной единицей де-юре, то есть образование вместо Автозаводского района самостоятельного города. При советской власти директор Автозавода входил в ЦК КПСС по должности, т. е. приравнивался к первому секретарю обкома. А выражение «поехать в город», означало поехать в нагорную часть города. Руководство ГАЗа долго сопротивлялось строительству 3-го (Мызинского) моста через Оку, боясь, что тогда многие найдут работу в верхней части города. Обособление Автозавода происходит и сегодня, так во время энергетического кризиса летом 2002 года тогдашний Глава Нижнего Новгорода Ю. Лебедев предложил Автозаводу создать собственную систему энергоснабжения.


Автозавод мы посетим в воскресенье, 22 апреля в рамках Архитектурного Weekend’а в Нижнем Новгороде.

Комментарии, обсуждения, и все прочее, касающееся поездки в Нижний Новгород 21 -22 апреля
Tags: нижний новгород, свобода путешествий
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author